Как я научила детей понимать пословицы через сказки
Раньше на уроках было так:
— «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — кто объяснит смысл?
В классе тишина. Дети смотрят на меня пустыми глазами. Кто-то робко предлагает:
— Ну… это про рыбу?
Я поняла: пословицы для них — просто набор слов. Нужен живой пример, история, которая зацепит. Так я начала придумывать сказки под каждую пословицу.
Взяла ту самую пословицу про труд и рыбку и рассказала историю:
Жил-был гномик Тим, который мечтал поймать золотую рыбку, но не хотел даже удочку взять в руки. «Зачем трудиться? — думал он. — Вот придёт волшебник и всё мне даст!»
Проходили мимо трудолюбивые звери: белочка собирала орехи, ёжик строил дом, даже муравьи тащили соломинку. А Тим сидел и ждал чуда.
В итоге рыбку поймал старый крот, который целый день чинил сеть. А Тим остался ни с чем.
— Поняли, почему пословица именно так звучит? — спросила я.
— Потому что если ничего не делать, ничего и не получится! — закричал Ваня.
‼️Сработало!
Что изменилось?
🔹 Дети начали видеть смысл. Теперь, услышав пословицу, они вспоминали сказку.
🔹 Приводили свои примеры. После истории про «Семь раз отмерь — один отрежь» Лиза сказала: «Это как когда я рисую — сначала эскиз, а потом краски!»
🔹 Стали применять их в жизни. После сказки про «Делу время — потехе час» Саша сам убрал портфель с вечера: «А то как тот гном — потом буду спешить!»
Как я это делаю?
🔹 Выбираю пословицу, которая «не цепляет» (например, «Не рой яму другому…»).
🔹 Придумываю персонажа, который нарушает правило (хитрая лиса, которая копает яму зайцу).
🔹 Показываю последствия (лиса сама падает в свою же яму).
🔹 Обсуждаем: «Как бы ты поступил на месте героя?»
Теперь дети сами просят: «Давайте новую пословицу разберём!» А я радуюсь, что мои сказки сделали мудрость предков по-настоящему живой.
Раньше на уроках было так:
— «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — кто объяснит смысл?
В классе тишина. Дети смотрят на меня пустыми глазами. Кто-то робко предлагает:
— Ну… это про рыбу?
Я поняла: пословицы для них — просто набор слов. Нужен живой пример, история, которая зацепит. Так я начала придумывать сказки под каждую пословицу.
Взяла ту самую пословицу про труд и рыбку и рассказала историю:
Жил-был гномик Тим, который мечтал поймать золотую рыбку, но не хотел даже удочку взять в руки. «Зачем трудиться? — думал он. — Вот придёт волшебник и всё мне даст!»
Проходили мимо трудолюбивые звери: белочка собирала орехи, ёжик строил дом, даже муравьи тащили соломинку. А Тим сидел и ждал чуда.
В итоге рыбку поймал старый крот, который целый день чинил сеть. А Тим остался ни с чем.
— Поняли, почему пословица именно так звучит? — спросила я.
— Потому что если ничего не делать, ничего и не получится! — закричал Ваня.
‼️Сработало!
Что изменилось?
🔹 Дети начали видеть смысл. Теперь, услышав пословицу, они вспоминали сказку.
🔹 Приводили свои примеры. После истории про «Семь раз отмерь — один отрежь» Лиза сказала: «Это как когда я рисую — сначала эскиз, а потом краски!»
🔹 Стали применять их в жизни. После сказки про «Делу время — потехе час» Саша сам убрал портфель с вечера: «А то как тот гном — потом буду спешить!»
Как я это делаю?
🔹 Выбираю пословицу, которая «не цепляет» (например, «Не рой яму другому…»).
🔹 Придумываю персонажа, который нарушает правило (хитрая лиса, которая копает яму зайцу).
🔹 Показываю последствия (лиса сама падает в свою же яму).
🔹 Обсуждаем: «Как бы ты поступил на месте героя?»
Теперь дети сами просят: «Давайте новую пословицу разберём!» А я радуюсь, что мои сказки сделали мудрость предков по-настоящему живой.
Вот сказки по пословицам, которые я придумала для своих учеников.
Также к ним есть вопросы и различные задания
| БЕЗ МАТУШКИ РОДНОЙ И ЦВЕТЫ НЕ КРАСНО ЦВЕТУТ |
| БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИТЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА |
| БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ |
| В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ |
| ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ |
| ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ СКУЧНО |
| ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ |
| ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ |
| ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ |
| ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ |
| ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС |
| ДОБРАЯ СЛАВА ПОД ЛАВКОЙ ЛЕЖИТ, А ХУДАЯ ПО ДОРОЖКЕ БЕЖИТ |
| ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО |
| ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ |
| ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ — НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ |
| И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ |
| КАК ПОТОПАЕШЬ – ТАК И ПОЛОПАЕШЬ |
| КТО ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОИТ, ТОТ ВСЕГДА ПОБЕДИТ |
| ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА |
| ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ |
| НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ |
| НА ЧУЖОЙ РОТОК НЕ НАКИНЕШЬ ПЛАТОК |
| НЕ ДОЧИТАВ СКАЗКУ, НЕ БРОСАЙ УКАЗКУ |
| НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ |
| НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ - ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ |
| НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ - САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ |
| ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ |
| САМ ПРОПАДАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ |
| СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ |
| СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ |
| СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ |
| СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ |
| СЛОВО — СЕРЕБРО, А МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО |
| СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ |
| ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ |
| У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ |
| У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ |
| УЧЕНЬЕ — СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ — ТЬМА |
| ХОРОШО СМЕЁТСЯ ТОТ, КТО СМЕЁТСЯ ПОСЛЕДНИМ |
| ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ |
| ЧТО ИМЕЕМ - НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ - ПЛАЧЕМ |
| ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ |
Интересные статьи про пословицы и методы работы с ними
| Забытый смысл пословиц |
| КАК ЁЖИК И ЗАЯЦ ДОМ СТРОИЛИ |
| Как мы сочиняли сказки по пословицам |
| Как отличить пословицу от обычной фразы |
| Пословицы про чтение |
| Скорлупки и ядрышки |
