menu

 
Как я научила детей понимать пословицы через сказки

Раньше на уроках было так:
— «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — кто объяснит смысл?
В классе тишина. Дети смотрят на меня пустыми глазами. Кто-то робко предлагает:
— Ну… это про рыбу?

Я поняла: пословицы для них — просто набор слов. Нужен живой пример, история, которая зацепит. Так я начала придумывать сказки под каждую пословицу.

Взяла ту самую пословицу про труд и рыбку и рассказала историю:
Жил-был гномик Тим, который мечтал поймать золотую рыбку, но не хотел даже удочку взять в руки. «Зачем трудиться? — думал он. — Вот придёт волшебник и всё мне даст!»
Проходили мимо трудолюбивые звери: белочка собирала орехи, ёжик строил дом, даже муравьи тащили соломинку. А Тим сидел и ждал чуда.
В итоге рыбку поймал старый крот, который целый день чинил сеть. А Тим остался ни с чем.

— Поняли, почему пословица именно так звучит? — спросила я.
— Потому что если ничего не делать, ничего и не получится! — закричал Ваня.

‼️Сработало!

Что изменилось?
🔹 Дети начали видеть смысл. Теперь, услышав пословицу, они вспоминали сказку.
🔹 Приводили свои примеры. После истории про «Семь раз отмерь — один отрежь» Лиза сказала: «Это как когда я рисую — сначала эскиз, а потом краски!»
🔹 Стали применять их в жизни. После сказки про «Делу время — потехе час» Саша сам убрал портфель с вечера: «А то как тот гном — потом буду спешить!»

Как я это делаю?
🔹 Выбираю пословицу, которая «не цепляет» (например, «Не рой яму другому…»).
🔹 Придумываю персонажа, который нарушает правило (хитрая лиса, которая копает яму зайцу).
🔹 Показываю последствия (лиса сама падает в свою же яму).
🔹 Обсуждаем: «Как бы ты поступил на месте героя?»
Теперь дети сами просят: «Давайте новую пословицу разберём!» А я радуюсь, что мои сказки сделали мудрость предков по-настоящему живой.

Вот сказки по пословицам, которые я придумала для своих учеников.
Также к ним есть вопросы и различные задания


БЕЗ МАТУШКИ РОДНОЙ И ЦВЕТЫ НЕ КРАСНО ЦВЕТУТ
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИТЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА
БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ
В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ
ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ
ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ СКУЧНО
ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ
ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ
ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ
ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ
ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
ДОБРАЯ СЛАВА ПОД ЛАВКОЙ ЛЕЖИТ, А ХУДАЯ ПО ДОРОЖКЕ БЕЖИТ
ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО
ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ — НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ
КАК ПОТОПАЕШЬ – ТАК И ПОЛОПАЕШЬ
КТО ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОИТ, ТОТ ВСЕГДА ПОБЕДИТ
ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ
НА ЧУЖОЙ РОТОК НЕ НАКИНЕШЬ ПЛАТОК
НЕ ДОЧИТАВ СКАЗКУ, НЕ БРОСАЙ УКАЗКУ
НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ
НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ - ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ
НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ - САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ
ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ
САМ ПРОПАДАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ
СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ
СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ
СЛОВО — СЕРЕБРО, А МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ
ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
УЧЕНЬЕ — СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ — ТЬМА
ХОРОШО СМЕЁТСЯ ТОТ, КТО СМЕЁТСЯ ПОСЛЕДНИМ
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
ЧТО ИМЕЕМ - НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ - ПЛАЧЕМ
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ


Интересные статьи про пословицы и методы работы с ними

Забытый смысл пословиц
КАК ЁЖИК И ЗАЯЦ ДОМ СТРОИЛИ
Как мы сочиняли сказки по пословицам
Как отличить пословицу от обычной фразы
Пословицы про чтение
Скорлупки и ядрышки