menu

Чуковский Корней - АЙБОЛИТ И ВОРОБЕЙ
2024-10-18, 5:29 PM

ДОБРЫЙ ДОКТОР

Макс и Варя пришли к первоклассникам с яркой книжкой Корнея Чуковского.
— Ребята, вы знаете, кто такой доктор Айболит? — спросила Варя.
— Знаем! Он зверей лечит! — закричали малыши.
— А вот сейчас мы прочитаем вам одну историю, — сказал Макс, — про воробья, который попал в беду…
— Злая змея укусила воробья, — начала Варя. — Он хотел улететь, но не смог и упал на песок. Бедняжка плакал от боли!
— И что же с ним стало? — испугалась девочка с косичками.
— К нему подошла старая лягушка, — продолжил Макс. — Она взяла его за крыло и потащила к доктору. Но болото было страшное, тёмное…
— А потом ёжик помог! — подхватила Варя. — Они вдвоём понесли воробья, но заблудились…
— И вдруг — бац! — Макс сделал паузу. — Появился светлячок с фонариком! Он осветил им дорогу и привёл к домику Айболита.
— А там на балконе сидел сам доктор! — радостно добавила Варя. — Он тут же взялся за лечение.
— Всю ночь Айболит лечил воробья, — продолжил Макс. — И к утру… что вы думаете?
— Он выздоровел? — зашептали дети.
— Да! — улыбнулась Варя. — Воробей встрепенулся, чирикнул и улетел в окошко!
— Но на этом история не закончилась, — сказал Макс. — К Айболиту пришли другие звери: утята, белки, зайцы… И он всех вылечил!
— А потом они так обрадовались, что даже забыли сказать «спасибо»! — засмеялась Варя.

Почему стоит прочитать?
✔ Добро побеждает — Айболит не бросает больных, даже если они не могут отблагодарить.
✔ Дружба и помощь — лягушка, ёж и светлячок спасли воробья, хотя сами были слабыми.
✔ Лёгкие и весёлые стихи Чуковского легко читать и запоминать!


— Теперь вы поняли, почему Айболит — самый добрый доктор на свете? — спросила Варя.
— Да-а-а! — хором ответили малыши.
— Тогда берите книжки и читайте! — сказал Макс. — А если вдруг кто-то упадёт и поранится — помните: надо помогать, как Айболит!
P.S. После урока дети нарисовали воробья, светлячка и доктора. А одна девочка сказала: «Я тоже хочу лечить зверей!» 

Автор: Корней Чуковский
Название: АЙБОЛИТ И ВОРОБЕЙ


Злая-злая, нехорошая змея
Молодого укусила воробья.
Захотел он улететь, да не мог
И заплакал, и упал на песок.
Больно воробышку, больно!

И пришла к нему беззубая старуха,
Пучеглазая зелёная лягуха.
За крыло она воробышка взяла
И больного по болоту повела.
Жалко воробышка, жалко!


Комплект материалов для осознанного чтения:

1. Текст сказки
2. Комментированное чтение
3. Викторина
4. Герои сказки
5. Читательский дневник
6. Анализ сказки

Оформить покупку через ВК Маркет

  
Категория: Литературные сказки | Добавил: Марина
Просмотров: 41 | Загрузок: 1 | Комментарии: 7


Всего комментариев: 7
avatar
0
1 Марина • 3:18 PM, 2025-03-11
Корней Чуковский
АЙБОЛИТ И ВОРОБЕЙ


Пересказ

Злая змея укусила молодого воробья, и он, не в силах улететь, упал на песок, плача от боли. К нему подошла старая лягушка и, взяв его за крыло, потащила через болото к доктору. По пути к ним присоединился ёж, и они вместе понесли воробья. Но с наступлением ночи они заблудились в темноте, не зная, как найти Айболита. Вдруг появился светлячок с голубым фонариком и повёл их к домику доктора. Там Айболит, занятый лечением других зверей, сразу взялся за воробья. Всю ночь он лечил его, и к утру воробей ожил, чирикнул и улетел в окно, поблагодарив доктора. Айболит продолжил лечить других больных зверей, которые, выздоровев, радостно убежали в лес, забыв даже поблагодарить его.

(111 слов)
avatar
0
2 Марина • 3:18 PM, 2025-03-11
Корней Чуковский
АЙБОЛИТ И ВОРОБЕЙ


Злая-злая, нехорошая змея
Молодого укусила воробья.
Захотел он улететь, да не мог
И заплакал, и упал на песок.
Больно воробышку, больно!

И пришла к нему беззубая старуха,
Пучеглазая зелёная лягуха.
За крыло она воробышка взяла
И больного по болоту повела.
Жалко воробышка, жалко!

Из окошка высунулся ёж:
- Ты куда его, зелёная, ведёшь?
- К доктору, миленький, к доктору.
- Подожди меня, старуха, под кустом,
Мы вдвоём его скорее доведём!

И весь день они болотами идут,
На руках они воробышка несут…
Вдруг ночная наступила темнота,
И не видно на болоте ни куста,
Страшно воробышку, страшно!

Вот и сбились они, бедные, с пути,
И не могут они доктора найти.
- Не найдём мы Айболита, не найдём,
Мы во тьме без Айболита пропадём!

Вдруг откуда-то примчался светлячок,
Свой голубенький фонарик он зажёг:
- Вы бегите-ка за мной, мои друзья,
Жалко-жалко мне больного воробья!

И они побежали бегом
За его голубым огоньком
И видят: вдали под сосной
Домик стоит расписной,
И там на балконе сидит
Добрый седой Айболит.


Он галке крыло перевязывает
И кролику сказку рассказывает.
У входа встречает их ласковый слон
И к доктору тихо ведёт на балкон,
Но плачет и стонет больной воробей.
Он с каждой минутой слабей и слабей,
Пришла к нему смерть воробьиная.

И на руки доктор больного берёт,
И лечит больного всю ночь напролёт,
И лечит, и лечит всю ночь до утра,
И вот - поглядите!- ура! ура!
Больной встрепенулся, крылом шевельнул,
Чирикнул: чик! чик! и в окно упорхнул.

- Спасибо, мой друг, меня вылечил ты,
Вовек не забуду твоей доброты!
А там, у порога, толпятся убогие:
Слепые утята и белки безногие,
Худой лягушонок с больным животом,
Рябой кукушонок с подбитым крылом
И зайцы, волками искусанные.

И лечит их доктор весь день до заката.
И вдруг засмеялись лесные зверята:
- Опять мы здоровы и веселы!
И в лес убежали играть и скакать
И даже спасибо забыли сказать,
Забыли сказать до свидания!
avatar
0
3 Марина • 3:32 PM, 2025-03-11
Комментированное чтение

Злая-злая, нехорошая змея
Молодого укусила воробья.
Захотел он улететь, да не мог
И заплакал, и упал на песок.
Больно воробышку, больно!


Ядовитая, поэтому злая-злая, змея укусила воробья. Может не сильно ядовитая, так как воробей смог выкарабкаться.
Воробей заплакал от боли и упал на песок. Ему не встать, не взлететь. И нет никого, кто бы ему помог.
Очень больно! И мы тоже переживаем за воробья, прямо чувствуем его боль.
Почему змея укусила воробья? Он ее дразнил? Или она была голодная и хотела его съесть?
А воробей-то молодой, резвый. Только жизнь начинается. Может он недавно женился или собирается это сделать.
Как вы думаете, кто поможет воробью и каким образом?
Варианты:
1. Айболит гулял недалеко, увидел воробья и быстренько его вылечил.
2. Воробьиха прилетела, чтобы загнать мужа домой, а он валяется на песке и плачет от боли. Она закричала, собрала всех соседей и они отнесли беднягу к Айболиту, который его в конце концов вылечил
3. Змея поняла, что сделала плохое дело и сама отнесла воробья к врачу

И пришла к нему беззубая старуха,
Пучеглазая зелёная лягуха.
За крыло она воробышка взяла
И больного по болоту повела.
Жалко воробышка, жалко!


Что вы чувствуете? Какая эта лягуха? Может она решила добить бедного воробушка и утащить к себе в болото?
Сами слова "старуха", "лягуха" звучат как-то напряжённо, не по-доброму... И жалко воробышка. Бедный он: одна укусила, другая куда-то тащит...

Из окошка высунулся ёж:
— Ты куда его, зелёная, ведёшь?
— К доктору, миленький, к доктору.
— Подожди меня, старуха, под кустом,
Мы вдвоём его скорее доведём!


Ага! Лягуха-то совсем даже хорошая!!! Хочет помочь воробью, отнести его к врачу. Да и ёж решил помочь.
Мир не без добрых... ежей
Как вы думаете, они быстро доставят больного к доктору? Если нет, то что с ними может произойти?
Варианты:
1. Заблудятся в болоте. Будут долго плутать и выберутся через сутки.
2. Воробью станет совсем плохо. Лягушка останется с ним, а ёж побежит к Айболиту и приведёт его.
3. Они устанут, лягут отдохнуть, а воробья унесет какая-то хищная птица или дикий зверь

И весь день они болотами идут,
На руках они воробышка несут…
Вдруг ночная наступила темнота,
И не видно на болоте ни куста,
Страшно воробышку, страшно!

Вот и сбились они, бедные, с пути,
И не могут они доктора найти.


Очень далеко живёт доктор. Целый день они шли. Медленно шли, по очереди неся воробышка на руках.
Наступила ночь. На небе ни звёзд, ни луны. Темнота... Страшно!
Заблудились они. Не могут к домику доктора выйти...
Может сейчас самое время случиться чуду? Чтобы кто-то им помог? Кто это может быть? Что им поможет найти в темноте дорогу???
Варианты:
1. Луна вышла на небо
2. У ёжика был фонарик
3. Прилетел светлячок

— Не найдём мы Айболита, не найдём,
Мы во тьме без Айболита пропадём!

Вдруг откуда-то примчался светлячок,
Свой голубенький фонарик он зажёг:
— Вы бегите-ка за мной, мои друзья,
Жалко-жалко мне больного воробья!

И они побежали бегом
За его голубым огоньком

И видят: вдали под сосной
Домик стоит расписной,
И там на балконе сидит
Добрый седой Айболит.

Он галке крыло перевязывает
И кролику сказку рассказывает.


Не верят в чудо лягушка и ёжик, плачут от бессилия.
Но случилось чудо! Прилетел светлячок с фонариком и показал им дорогу к дому доктора.
Всем жалко воробышка, все хотят, чтобы он вылечился.
Быстро нашли они дорогу с помощью фонарика светлячка. Вышли к домику Доктора.
Помним, что дело происходит ночью. Все, по идее, должны спать. Но доктор сидит на балконе своего красивого расписного, яркого домика и лечит зверей.
Айболит что, совсем не спит??? Или он такой добрый, что в любой момент готов прийти на помощь бедным зверятам?
avatar
0
4 Марина • 3:32 PM, 2025-03-11
У входа встречает их ласковый слон
И к доктору тихо ведёт на балкон,
Но плачет и стонет больной воробей.
Он с каждой минутой слабей и слабей,
Пришла к нему смерть воробьиная.

И на руки доктор больного берёт,
И лечит больного всю ночь напролёт,
И лечит, и лечит всю ночь до утра,


Как вы думаете, вылечит доктор воробья? Скоро?

И вот — поглядите!- ура! ура!
Больной встрепенулся, крылом шевельнул,
Чирикнул: чик! чик! и в окно упорхнул.

— Спасибо, мой друг, меня вылечил ты,
Вовек не забуду твоей доброты!


Их встречает ласковый слон. Он большой, добрый, и тоже хочет помочь больному. Ласково говорит ему, что всё будет хорошо... Даёт всем надежду.
А воробей слабеет с каждой минутой. Всё. Смерть пришла.
У меня сердце защемило от жалости. Невозможно! Айболит ДОЛЖЕН ему помочь!!
И, о чудо! После многочисленных процедур, лекарств, градусников () воробей ожил и выздоровел!!!
Слава добрым докторам!!!
Мне кажется, что здесь история могла бы и закончиться. Счастливый конец.
Но какие варианты недолгого продолжения или окончательного окончания у вас есть?

1. Воробей радостный и здоровый вернулся к своей воробьихе и они зажили счастливо, родили много птенчиков и долго ещё с благодарностью вспоминали доктора.
2. Воробей стал летать над лесом и всем рассказывал, какой замечательный доктор живёт по соседству.
3. Воробей нашел ту змею, которая его укусила и каким-то образом отвёл ее к доктору. Тот сделал ей укол и она перестала кусаться.

А на самом деле...

А там, у порога, толпятся убогие:
Слепые утята и белки безногие,
Худой лягушонок с больным животом,
Рябой кукушонок с подбитым крылом
И зайцы, волками искусанные.

И лечит их доктор весь день до заката.
И вдруг засмеялись лесные зверята:
— Опять мы здоровы и веселы!
И в лес убежали играть и скакать
И даже спасибо забыли сказать,
Забыли сказать до свидания!


Убогие, немощные, больные звери толпятся у дверей Айболита.
Некогда отдыхать. Нужно всех лечить. И он всех вылечил. Все звери радостно разбежались по своим делам.
Но, к сожалению, они были такие радостные и довольные, что забыли сказать доктору "спасибо"...
Но доктор не будет на них сердиться. Он понимает, что от радости можно всё забыть. Он добрый доктор!
Хотя лучше всем запомнить волшебные слова и почаще их говорить не только докторам...
avatar
0
5 Марина • 3:44 PM, 2025-03-11
ВИКТОРИНА

1. Что случилось с воробьём?

А. Он ударился о дерево
Б. Он сломал крыло
В. Его укусила змея +
Г. Его поймала кошка

2. «И пришла к нему беззубая старуха…» Кто это был?

А. Смерть
Б. Лягушка +
В. Слониха
Г. Сестра Айболита

3. Кто вызвался помочь довести воробья до доктора?

А. Уж
Б. Волк
В. Ёж +
Г. Мышь

4. Кто помог друзьям выбраться из болота?

А. Светлячок +
Б. Бегемот
В. Сова
Г. Собака

5. Кому Айболит рассказывал сказку?

А. Галке
Б. Кролику +
В. Медвежонку
Г. Слонёнку

6. Сколько времени лечил Айболит воробья?

А. День и ночь
Б. Весь день
В. Всю ночь +
Г. Трое суток
avatar
0
6 Марина • 3:46 PM, 2025-03-11
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Главные герои сказки "Айболит и воробей" и их характеристика

Айболит. Добрый старый, седой доктор. Всех лечит, никому не отказывает.
Воробей. Неосторожный, укушенный змеёй. Благодарный.
Лягушка. Старая, добрая помощница.
Ёж. Добрый и отзывчивый.
Светлячок. Отзывчивый.

План пересказа сказки "Айболит и воробей"

1. Укус змеи.
2. Лягушка спешит на помощь.
3. Помощь ежа.
4. Помощь светлячка.
5. Дом Айболита.
6. Лечение воробья.
7. Благодарность воробья.
8. Лечение остальных зверей.

Кратчайшее содержание сказки "Айболит и воробей"

Когда воробья укусила змея, ему стало очень плохо.
Лягушка с ежом понесли воробья к Айболиту.
Светлячок освещал им путь ночью.
Они добрались до дома Айболита и доктор вылечил воробья.
Воробей сказал "Спасибо" и улетел.
Айболит вылечил всех зверей, что пришли к нему за помощью.

Главная мысль сказки "Айболит и воробей"

За добро не забывай поблагодарить.

Чему учит сказка "Айболит и воробей"

Сказка учит помогать тем, кто попал в беду. Учит действовать сообща, всем вместе. Учит делать добро, никому не отказывать. Учит быть благодарными. Учит взаимовыручке, состраданию и напоминает, что никогда не нужно отчаиваться.


Отзыв на сказку "Айболит и воробей"

Мне очень нравится Айболит, который лечит всех зверей в лесу. Он никому не отказывает, всем помогает и не обижается, если кто-то забывает сказать спасибо. Для него важно, чтобы звери были здоровые и весёлые. Побольше бы таких докторов!

Пословицы к сказке "Айболит и воробей"

Доброе дело без награды не останется.
Про доброе дело говори смело.
Всякая помощь хороша вовремя.
Друзья познаются в беде.
Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

Краткий пересказ сказки "Айболит и воробей"

Однажды воробья укусила змея. Воробью стало очень больно, он заплакал и упал на песок.
Но пришла лягушка и повела воробья к доктору. Узнав что случилось, к лягушке присоединился ёж. Вдвоём они понесли воробья через лес.
Когда стало темно, к ним на выручку прилетел светлячок и показывал дорогу.
Так они и добрались до домика Айболита. Слон провёл их к Айболиту, а воробью становилось всё хуже. Он уже чувствовал приближение воробьиной смерти.
Но доктор Айболит взял воробья на руки и стал лечить.
Всю ночь доктор лечил воробья, а потом воробей встрепенулся и вылетел в окно. Довольный он прокричал спасибо и обещал никогда не забывать доброты доктора.
А перед порогом толпились другие больные, и все хотели скорее увидеть Айболита.
Всех вылечил Айболит, обрадовались звери и убежали, забыв сказать спасибо и до свидания.
avatar
0
7 Марина • 5:39 PM, 2025-03-11
Анализ сказки

Сказка представляет собой поучительную историю, наполненную добротой, взаимопомощью и верой в чудеса. В центре сюжета – больной воробей, укушенный злой змеёй, и его путь к спасению. Сказка учит состраданию, ответственности и важности помощи ближнему.

1. Тема и основная идея:
Главная тема – борьба за жизнь и исцеление. Основная идея заключается в том, что доброта, забота и профессионализм (в лице доктора Айболита) способны преодолеть даже самые тяжёлые испытания. Сказка также подчёркивает важность взаимопомощи: лягушка, ёж и светлячок объединяются, чтобы спасти воробья.

2. Герои и их характеры:
- Воробей – символ беззащитности и уязвимости. Его страдания вызывают сочувствие.
- Лягушка и ёж – олицетворяют доброту и готовность помочь, несмотря на собственные недостатки (лягушка – «беззубая старуха», ёж – не самый быстрый зверь).
- Светлячок – символ надежды и света в темноте, который помогает героям найти путь.
- Айболит – воплощение мудрости, доброты и самоотверженности. Он лечит всех, кто нуждается в помощи, не требуя благодарности.

3. Композиция:
Сказка построена как путешествие с препятствиями. Герои сталкиваются с трудностями (темнота, болото, потеря пути), но благодаря сплочённости и помощи светлячка находят выход. Кульминация – исцеление воробья, а развязка – возвращение зверят к радостной жизни.

4. Художественные особенности:
- Используются повторы («больно воробышку», «жалко воробышка»), которые усиливают эмоциональное воздействие.
- Яркие образы (светлячок с голубым фонариком, расписной домик Айболита) создают волшебную атмосферу.
- Диалоги добавляют динамичности и живости повествованию.

5. Мораль:
Сказка учит не оставаться равнодушным к чужой беде, ценить помощь других и быть благодарным. Однако автор также показывает, что даже те, кому помогли, могут быть невнимательными (зверята забыли поблагодарить Айболита), что добавляет реализма и поучительности.

6. Вывод:
Сказка сочетает в себе элементы волшебства и реальности, подчёркивая важность доброты, взаимопомощи и веры в лучшее. Она напоминает, что даже в самых трудных ситуациях есть надежда на спасение, если рядом есть те, кто готов помочь.
avatar