menu

Изобретение резины
2025-03-24, 4:22 PM


Автор: Александр Ивич
Название: ИЗОБРЕТЕНИЕ РЕЗИНЫ

Когда европейцы привезли из Америки непромокаемый и упругий каучук, в Европе не могли найти ему применение. За время долгого путешествия он высыхал и терял замечательные свойства. Однако пытливые изобретатели упорно искали способ его использования.

Английский учёный Чарльз Макинтош однажды случайно опрокинул бутылку с особой жидкостью на стол, где лежал каучук. Макинтош взял каучук, чтобы обтереть его, и заметил, что он размягчается. Учёный пропитал каучуком материю, и она стала непромокаемой. Из неё сшили резиновые плащи, галоши. Но на сильном морозе такие вещи становились слишком жёсткими, а на жаре плавились. 

Тогда американец Гудьир начал искать способ сделать каучук нечувствительным к температуре. Он проделал тысячи опытов, попал в долговую тюрьму, но не оставлял своих попыток. Как-то он по рассеянности положил кусочек каучука с серой не на стол, а на горячую плиту. Минуту спустя Гудьир нашёл на плите сухой, мягкий, упругий кусочек …резины! Вещество, которое не плавится от жары, не твердеет на холоде, упругое, непромокаемое и прочное!

Так случайность иногда помогает изобретателям. Но только тем, кто упорно добивается своей цели и знает, что хочет найти.

ЗАДАНИЯ:

Определи границы предложений
Раздели текст на абзацы
Определи тему и основную мысль текста
К какому типу относится этот текст?
Составь план текста
Ответь на вопросы 
Составь тонкие и толстые вопросы
Вставь пропущенные буквы 
Запиши лексические значения слов
Разгадай ребус
Расставь предложения по порядку
Филворд
Подчеркни все существительные
Сделай морфологический разбор существительных
Сделай синтаксический разбор предложений

Справочно:
Пояснения всех заданий
Анализ текста

 
Категория: ВПР. Работа с текстом | Добавил: Марина
Просмотров: 124 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2


Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Марина • 4:13 PM, 2025-03-25
Вопросы по тексту

1. Вопросы на понимание содержания
1. Какие свойства каучука изначально привлекли европейцев?
2. Почему европейцы сначала не могли использовать каучук?
3. Какой случай помог Чарльзу Макинтошу сделать открытие?
4. Какие изделия начали производить из обработанного каучука?
5. Какие недостатки имели первые резиновые изделия?
6. Какую проблему пытался решить Гудьир?
7. Опишите случай, который привёл к открытию вулканизации.
8. Какими свойствами обладала новая резина?

2. Вопросы на анализ текста
9. Как автор показывает значение случайности в изобретениях?
10. Какими качествами, по мнению автора, должен обладать изобретатель?
11. Почему автор приводит примеры двух разных изобретателей?
12. Как в тексте показана связь между случайностью и упорством?
13. Какое значение имеет последовательность изложения (сначала Макинтош, потом Гудьир)?

3. Вопросы на интерпретацию и оценку
14. Можно ли сказать, что открытие Гудьира было полностью случайным? Почему?
15. Как вы думаете, почему именно каучук стал таким важным материалом?
16. Что важнее для изобретения: случай или упорство? Обоснуйте своё мнение.
17. Как бы изменилась наша жизнь без этих открытий?
18. Какие ещё великие открытия были сделаны благодаря случайности?

4. Вопросы на установление причинно-следственных связей
19. Почему первые изделия из каучука не были идеальными?
20. Как серная плита повлияла на свойства каучука?
21. Почему Гудьир продолжал эксперименты, несмотря на неудачи?
22. Как связаны между собой открытия Макинтоша и Гудьира?

5. Вопросы на обобщение и выводы
23. Какова главная мысль этого текста?
24. Чему учит нас история этих изобретений?
25. Как можно сформулировать "рецепт" успешного изобретения на основе этого текста?
26. Почему автор заканчивает текст именно этими словами?
27. Какое значение имеет последнее предложение для понимания всего текста?
avatar
0
2 Марина • 4:15 PM, 2025-03-25
Анализ текста

1. Тип и стиль текста:
• Тип: рассуждение с элементами повествования
• Стиль: публицистический с художественными приемами
• Жанр: познавательно-исторический очерк

2. Композиция:
• Экспозиция: проблема использования каучука в Европе
• Завязка: случайное открытие Макинтоша
• Развитие: недостатки первых резиновых изделий
• Кульминация: открытие вулканизации Гудьиром
• Развязка: вывод о роли случайности и упорства

3. Языковые особенности:
• Профессиональная лексика: "каучук", "вулканизация", "резина"
• Художественные средства:
 Эпитеты: "пытливые изобретатели", "замечательные свойства"
 Антитеза: "на морозе жёсткие - на жаре плавились"
 Градация: "сухой, мягкий, упругий"
• Динамичные глаголы: "опрокинул", "пропитал", "сшили"

4. Научно-историческое содержание:
• Этапы развития технологии:
1. Первичное использование каучука (Макинтош)
2. Выявление недостатков материала
3. Совершенствование (Гудьир)
• Характеристики материалов:
 Свойства натурального каучука
 Свойства вулканизированной резины

5. Дидактический аспект:
• Основная идея: сочетание случайности и целеустремлённости в науке
• Воспитательный момент:
 Ценность настойчивости
 Важность наблюдательности
 Готовность использовать случайности

6. Художественные приёмы:
1. Принцип контраста:
 Между свойствами каучука и резины
 Между первыми неудачами и конечным успехом
2. Приём "случайного открытия":
 Два параллельных эпизода (Макинтош и Гудьир)
3. Детализация:
 Конкретные ситуации открытий
 Эмоциональные описания ("по рассеянности", "минуту спустя")

7. Логика повествования:
• От проблемы → к её частичному решению → к окончательному решению
• От простого использования → к химической модификации
• От индивидуальных открытий → к общему выводу о научном поиске

Вывод: Текст мастерски сочетает историческую достоверность с увлекательной формой изложения. Через конкретные примеры автор показывает механизм научных открытий, подчёркивая важность как случайных озарений, так и целенаправленного труда. Особенно эффективно работает приём параллельного описания двух изобретателей, демонстрирующий эволюцию технологий.
avatar